|
"Ступеньки к школе"Программа «Ступеньки к школе» (автор-составитель Е.А. Ракушина) предусмотрена для работы с детьми от 5 лет до 7 лет в рамках дошкольного образовательного учреждения. Срок реализации – 1 год (с октября по май). Целью программы является систематическое создание специальных психолого – педагогических условий для выявления индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирования готовности к школьному обучению, а также отслеживание динамики развития в процессе дошкольного обучения.Данная цель реализуется путём решения следующих задач:- развить познавательные и психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение;- развить интеллектуальную сферу – мыслительные умения, наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое, творческое мышление;- развить эмоциональную сферу путём введения ребёнка в мир человеческих эмоций;- развить коммуникативные умения, необходимые для успешного протекания процесса общения;- развить личностную сферу – формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;- развить волевую сферу – произвольность психических процессов, саморегуляцию, необходимых для успешного обучения в школе;- формировать позитивную мотивацию к обучению.Концептуальной основой данной программы является:- содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин);- принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амоношвили) предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности;- повышение эффективности курса основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Объём программы составляет 72 часа (36 рабочих недель) – по 2 занятия в неделю: Блок 1. «Сказочная подготовка к настоящей школе» (развивать психические процессы) – 28 часов (сентябрь – декабрь).Блок 2. Развитие пространственного ориентирования (формировать пространственную ориентацию) – 15 часов (декабрь – февраль).Блок 3. Подготовка руки к письму (развивать тонкокоординированные движения рук) - 19 часов (февраль – апрель). Блок 4. «На пороге школьной жизни» (помочь преодолеть психологические трудности при адаптации к школе) – 10 часов (апрель – май). Программа «Ступеньки к школе» предполагает следующие формы работы: 1. Групповые занятия: продолжительность занятия – 25 – 30 минут, включая музыкальную пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и физкультминутку. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений и предварительной диагностики. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.2. Индивидуальная работа:
- исходная (в начале года) и контрольная (в конце года) диагностика познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы;- индивидуальные коррекционные занятия с детьми, имеющими недостаточный (низкий) уровень развития. Занятия строятся в соответствии с индивидуальным коррекционным маршрутом.3. Работа с родителями:
- привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятия, и реализации их в повседневной жизни;- просветительская работа в форме лекций, семинаров – практикумов и круглых столов;- индивидуальные консультации (знакомство с результатами диагностики и выполнение индивидуальных коррекционных маршрутов).4. Работа по преемственности со школой:
Проведение общих педагогических советов, круглых столов, семинаров-практикумов, консультаций, родительских собраний с целью создания преемственной связи, соединяющей воспитание и обучение детей дошкольного учреждения и начальной школы в целостный педагогический процесс, строя его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе. По окончании предлагаемая программа предусматривает соответствие уровня готовности детей к школе по направлениям (ожидаемые результаты): Интеллектуальная готовность – это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление).Личностная готовность – это зрелость системы отношений дошкольника, которые определяют успешность адаптации к школе: отношение к самому себе, отношение к взрослым, отношение к сверстникам. Отношение к учению и школе.Эмоциональная готовность – это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные эмоции.Субъективная готовность – это зрелость дошкольника как субъекта учебной деятельности. Среди предпосылок учебных умений, которыми овладевают дошкольники, определяем: 1 – предпосылки к овладению письмом (фонематический слух и тонкая моторика рук), 2 – предпосылки к овладению счётом (представление о количестве), 3- предпосылки к овладению чтением, 4 – освоение языка как системы принятия и передачи информации. Мотивационная готовность – это зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности: развитие познавательной мотивации и мотивации достижения. Волевая готовность – это способность принять задачу, действовать по её осуществлению, анализировать полученный результат.Коммуникативная готовность – это способность дошкольника адекватно устанавливать контакты со сверстниками, малышами и взрослыми.
Методологической основой для проведения диагностики является:- «Функциональная готовность ребёнка к школе» (автор Л.А.Ясюкова – 2004 год);- «Комплект диагностических материалов по оценке и учёту индивидуальных особенностей развития детей 5 – 7 лет» (под редакцией академика РАО М.М. Безруких, институт возрастной физиологии РАО) – М., 2006 год.- Экспертная система «Лонгитюд» для индивидуального сопровождения детей раннего и дошкольного возраста (компьютерный вариант, С – Пб., 2006 год).
|
|