Структурное подразделение МОУ "Павловская СОШ"

детский сад

  г. Каргополь

 

О пользе движения

Современные дети получают все меньше и меньше физической нагрузки. Родители не видят в этом ничего особенно страшного. На улице холодно, осадки, повышенная вероятность травм и много опасностей. Насколько спокойнее, когда родное чадо сидит дома. Такой образ жизни одинаково пагубен и для детей, и для их родителей. Но для детей – особенно. Дошкольный возраст – это возраст интенсивного организма ребенка, и движения являются его естественной физиологической потребностью. Ограничения мышечной активности имеет далеко идущие последствия для здоровья в целом – физического и психического.

Печальные результаты малоподвижности:

  • значительно замедляется обмен веществ;
  • ухудшается кровообращение, происходит застой крови в нижних частях тела (особенно в ногах).

Вследствие этих причин все органы, части тела малыша работают на «сниженных оборотах», и нарушается:

  • деятельность пищеварительной, дыхательной, сердечно – сосудистой систем;
  • снижается иммунитет;
  • нередко (особенно на фоне избыточного углеводного питания) развивается ожирение;
  • из-за недостатка кровоснабжения страдает головной мозг, что проявляется в снижении памяти, внимания и т.д.;
  • слабо развитые мышцы спины не могут в должной степени поддерживать позвоночник, и возникают разнообразные нарушения осанки;
  • неразвитость, как дыхательной мускулатуры, так и мышц спины чревато плохой вентиляцией легких, недостатком поступления в организм кислорода, что провоцирует частые бронхиты.

Список можно было бы продлить, все перечисленное – лишь часть огромного вреда, который наносит организму ребенка физическая недогруженность. Никакого преувеличения в этом нет.

Здоровье каждого последующего поколения становится все хуже, и дело не столько в «генетике», сколько – в неверно понимаемой родителями заботе.

Мы стремимся оградить ребенка от всего: грубой пищи, холодного воздуха, часто болеющих сверстников, домашней работы, волнений, излишне физической нагрузки. Мы, родители, стали очень гуманными к своим детям, и последствия такого «бережного» отношения печальны: умственная, душевная и физическая вялость, снижение приспособляемости, какое – то раннее одряхление – конечно, речь идет уже о подростковом периоде. Но начиналось – то все в раннем детстве!

Ограждая своих чад от «перенапряжения», мы воспитываем их инфантильными, не способными проявить себя (если способны) в какой-то узкой области, но за ее пределами не годны ни на что, в том числе – быть нормальными мужчинами и женщинами.

Кажется, что все у ребенка впереди, успеет еще и окрепнуть, и поумнеть, впереди воспитатели, учителя, тренеры, наставники, врачи и еще много-много людей, которые «вылепят» из нашего ребенка что-то путное и, как знать, может быть, и выдающееся. Можно с уверенностью сказать: если родители с самого раннего детского возраста не воспитают в ребенке хотя бы минимальную приспосабливаемость и сопротивляемость, если не будут тренировать его «по всем фронтам», никто ничего потом не сделает. Ребенка в будущем ждут несколько «возрастных» кризисов, и если организм и психика не будут к ним готовы, каждый кризис (особенно полового созревания) будет, лишь прибавлять патологии.

Мало знать, что «физические упражнения полезны для ребенка». Нужно знать – чем именно.

Полезные результаты умеренных физических нагрузок:

  • развиваются и укрепляются мышцы, связки, сухожилия. Возрастает их эластичность, способность к растяжению, сила, крепость, работоспособность, выносливость. Возрастает объем мышц, улучшается, проводимость управляющих ими нервных импульсов. Естественно, в тренируемой области улучшается кровообращение. Расширяются действующие капилляры, вступают в строй спавшие, мало того – образуются новые мелкие и мельчайшие кровеносные сосуды;
  • хорошо развитые мышцы помогают скелету правильно формироваться. Физические упражнения усиливают кровообращение, в том числе – улучшают приток крови к костям. Возрастает толщина и крепость костей, в них накапливается больше солей кальция, фосфора, питательных веществ. Развитые мышцы разгружают скелет, беря на себя часть нагрузки;
  • улучшается точность и координированность движений, развивается способность к экономичной, но эффективной мышечной работе, снижается возможность травм;
  • стимулируется общий обмен веществ и энергетика. Мышцы составляют чуть меньше половины массы тела человека. Резкое усиление кровообращения и энергетических затрат в мышцах при физической нагрузке вызывает довольно глубокие сдвиги во всем организме – увенчивается синтез гормонов, нейромедиаторов, ферментов и других биологически активных веществ. Происходит активное накопление в мышцах АТФ, основного аккумулятора энергии в организме;
  • увеличивается частота сердцебиений, сила сердечных сокращений, выброс крови в сосуды – происходит тренировка сердечной мышцы и сосудов. Стимулируется кроветворение (образование свежих элементов крови). Когда мышцы активно сокращаются, кровь усиленно «проталкивается» по сосудам всего тела, это обеспечивает хорошее кровоснабжение не только мышц, но и каждой клетки тела. Мышцы играют роль «микронасосов», «переферических сердец». Разумеется, это дает заметный лечебный и профилактический результат при многих заболеваниях. Ведь и хорошее состояние органа, и его заболевание – это следствие состояния кровоснабжения, достаточного или, наоборот, «скупого»;
  • увеличивается частота и глубина дыхательных движений, возрастает объем легких, улучшается подвижность грудной клетки, укрепляются дыхательные мышцы. Ликвидируются застойные явления в легких, особенно в нижних отделах;
  • органы пищеварения развиваются правильно, как и печень почки. В основном это зависит от включения в работу мышц брюшного пресса, диафрагмы, а так же – от общей активизации обмена веществ;
  • стимулируются функции всех внутренних органов. Внутренние органы и мышцы тесно связаны так называемыми моторно-висцеральными связями. Дело в том, что регуляция их деятельности осуществляется одними и теми же сегментами спинного мозга и нервными центрами. Увеличение количества импульсов от мышц возбуждает нервные центы, а это возбуждение, в свою очередь передается многим органам и эндокринным железам. Именно поэтому физические упражнения имеют большое значение не только для развития мышц, они оказывают и общеоздоравливающее действие. Без мускульной стимуляции не один орган не будет развиваться, и трудиться нормально;
  • правильно формируется центральная нервная система. У ребенка уравновешиваются нервные процессы, основные из которых – возбуждение и торможение. Другим словами, стимулируются ослабленные функции и приглушаются чрезмерно повышенные. Например, вялые и быстро истощающиеся дети станут выносливее, активнее, инициативнее. Наоборот, чрезмерно возбудимые, «взрывчатые», нервные ребятишки будут спокойнее. Однако для достижения этого эффекта занятия физическими упражнениями должны быть регулярными и проводиться в течение достаточно длительного времени. При выполнении упражнений происходит выброс «медиаторов хорошего настроения» – эндорфинов, сертонина, норадреналина, дофамина. От того дети и превращаются в более жизнерадостных, устойчивых к стрессам, легче их переносят, как правило, начинают отличаться неконфликтностью и практически перестают капризничать;
  • улучшается состояние головного мозга. Под влиянием импульсов, идущих от работающих мышц и связок, в головном мозге активизируется кровообращение, расширяются сосуды, включается масса бездействовавших раннее капилляров. Кроме того, начинают образовываться новые нейроны и увеличивается количество связей между нейронами, что способствует усилению деятельности мозга, лучшей координации работы его отделов. Между грамотным физическим и умственным развитием существует прямая связь. Чем раньше у ребенка развивается способность управлять своим телом, темп быстрее он начинает усваивать поступающие знания, тем крепче и надежнее его память и выше сообразительность. Помимо этого физические упражнения способствуют равномерному развитию обоих полушарий головного мозга, а это, в свою очередь, делает личность гармонической, творческой, способной мыслить самостоятельно, гибко, легко адаптироваться к любой ситуацией;
  • приходит уверенность в себе, своих силах, способность преодолевать препятствия, появляется твердость характера, воля, возрастают коммуникабельность и любознательность по отношению к окружающему миру.

 

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

В нашем детском саду проводятся физкультурные занятия на свежем воздухе и в зале. Они способствуют закаливанию детского организма, помогают приобретению и освоению жизненно важных двигательных умений и навыков, развивают физические качества, а также вырабатывают у детей смелость, решительность и уверенность в собственных силах.

Для обеспечения закаливания детского организма при проведении физкультурных занятий на воздухе и в зале большое значение имеет правильный подбор одежды и обуви. Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту, полноте тела ребенка и обеспечение свободы движений, а теплозащитные свойства одежды зависят от ее слойности. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха.

Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений.

 

 

 

© pavlovskaya-romashka

Создать бесплатный сайт с uCoz